WHY NOT CLASSIC
1960-е годы Lamborghini

Первый суперкар: Lamborghini Miura

Остановитесь на мгновение. Вспомните годы, когда вы были ярым поклонником суперкаров, будь то в детстве с плакатом Lamborghini Countach или Ferrari 40 на стене, или подростком, который познакомился с Top Gear и их обзорами суперкаров. Тогда найдите минутку, чтобы подумать: откуда на самом деле взялось название supercar?
Некоторые говорят, что великолепный Ferrari 250 GTO был первым суперкаром, поскольку он воплощал экзотическую природу, мощь и престиж, которые ассоциируются с этим термином. Другие говорят, что другой великолепный автомобиль, Jaguar E-Type, положил начало суперкарам, поскольку это был автомобиль, который был по-настоящему доступен только богатым и избранным (еще одна отличительная черта суперкаров).
Однако для 99% энтузиастов Lamborghini Miura был первым. Выпущенный в 1966 году, Miura перенял устоявшиеся представления о производительности и спортивных автомобилях и сбросил их с края ближайшего утеса. Раньше не было ничего подобного, и благодаря трем инженерам, достаточно увлеченным, чтобы использовать свое свободное от работы время для его разработки, мир навсегда изменился.

Революция в автомобильном дизайне

Чтобы понять, почему Miura, которая в то время называлась P400 Prototipi, так сильно изменила правила игры в мире спортивных автомобилей, нам сначала нужно взглянуть на период времени, когда она была выпущена. В 1950-х и 1960-х годах квинтэссенцией дизайна любого спортивного автомобиля в Италии была berlinetta. Это включало в себя длинный капот с V12 под ним, небольшой, но роскошный салон с откидным верхом или фастбэком, спускающимся к хвостовой части автомобиля.
Мы можем видеть этот дизайн в таких легендарных спортивных автомобилях, как Ferrari серии 250 GT, а также в первом Lamborghini, 350GT. Большой двигатель спереди, коробка передач посередине, зданий привод. Если вы хотели построить автомобиль меньшего размера, который все еще можно было бы считать спортивным, такой как Alfa Romeo Giulia GTA, вы создавали спортивное купе, а не спортивный автомобиль.
Однако, если и есть что-то, чем итальянцы увлечены, так это автоспорт, и три инженера, работавшие на Ferruccio Lamborghini, а именно Джан Паоло Даллара, Паоло Станцани и Боб Уоллес, все были фанатами гонок. На самом деле, и Даллара, и Уоллес занимались автоспортом до прихода в Automobili Lamborghini.
Причина, по которой это так важно для дизайна Miura, заключается в том, что начиная с 1960 года, многие автомобили в Формуле-1 начали размещать свои двигатели позади пилотов, а не перед ними, создавая расположение двигателя в средней части. Эти три инженера увидели это, и после выполнения своей работы над автомобилями 350 GT и 400 GT для Lamborghini, они собирались вместе в нерабочее время и работали над тем, чтобы выяснить, как придать дорожному автомобилю такой баланс и динамику.

Прототип P400

Три инженера, по сути, спросили Ферруччо Ламборгини, могут ли они приступить к разработке во время своей работы в компании, и он, как известно, отказал им, заявив, что хочет придерживаться того, что работало и на что был спрос: стиля berlinetta GT. Тогда просто поразительно, что автомобиль разрабатывался не только по вечерам и выходным, но и что было проработано так много технических вопросов, исходя из чисто инженерной сложности всего этого.
В то время как болиды Формулы-1 того времени использовали очень компактные рядные четверки и V8, фирменным двигателем Lamborghini был 3,9-литровый V12, который нарушил бы весь баланс автомобиля, если бы был установлен продольно. Решением было повернуть его на 90 градусов, чтобы он был установлен поперек и перед задней осью, но позади салона. Это само по себе представляло проблему, поскольку двигатель был таким же широким, как и кабина в этом положении, и это не позволяло прикрепить к нему трансмиссию.
Решение было довольно оригинальным, поскольку вместо того, чтобы пытаться присоединить коробку передач к торцу двигателя, а затем направить ее обратно к дифференциалу, была разработана система коробки передач, которая монтировалась бы “сзади” двигателя, а коробка передач проходила бы вдоль его нижней части. Это увеличило ширину двигателя всего на несколько сантиметров, а также отпала необходимость в дифференциале, поскольку с этим справилась бы коробка передач.
После того, как все трое разобрались с большинством технических проблем, они решили еще раз предложить мистеру Ламборгини идею среднемоторного спортивного автомобиля. Однако на этот раз он признал их видение этого и разрешил им построить демонстрационный автомобиль с подвижным шасси. Хотя Lamborghini думал, что автомобиль никогда не будет принят публикой, он понял, что, если уж на то пошло, он мог бы использовать рекламную шумиху, которую поднимет проект, чтобы показать, что он наравне с Ferrari в том, что касается “автоспортивных способностей” своих автомобилей.
Это подвижное шасси с поперечным расположением двигателя и сложным, но оригинальным решением трансмиссии было завершено к Туринскому автосалону 1965 года, довольно престижной выставке, на которую съехались крупные автопроизводители, не говоря уже об их богатой клиентуре с Французской Ривьеры, Монако и Северной Италии. Прототип P400, названный так в честь “Posteriore 4 Litri” (задние 4 литра), сам по себе низкий и длинный корпус (с двигателем, установленным за сиденьями) убедил многих в том, что Lamborghini чего-то добился. Это была настолько успешная концепция, что некоторые клиенты даже вносили депозиты и оформляли заказы прямо там, на выставочной площадке.

Бертоне и искусство дизайна

Хотя технической стороны Miura было достаточно, чтобы привлечь много внимания и даже получить несколько заказов, еще до того, как был разработан кузов, Ферруччо Ламборгини знал, что ему нужно избавиться от своих старых предубеждений, оставить идею berlinetta в ящиках своего стола и сосредоточиться на среднемоторном автомобиле, над которым его инженеры работали в свободное время. Ключевым среди вещей, которые были необходимы в следующий раз, была форма, достойная богатых и знаменитых клиентов, которые разместили свои депозиты.
В тот момент, когда он вернулся в Сант-Агата-Болоньезе, Ламборджини разговаривал по телефону с Карроццерией Бертоне. На это было две причины. Во-первых, Bertone уже хорошо зарекомендовала себя как дизайнерский дом, который мог создавать удивительные, органические, красивые формы с 1920-х годов. Во-вторых, это была не Pininfarina, которую выбрали дизайнеры Ferrari. Проектом занимался недавно нанятый директор по дизайну по имени Марчелло Гандини.
Будь то судьба, удача, появление в нужном месте в нужное время или что-то еще, Гандини сразу понял, увидев шасси P400, что он хочет нарисовать. Он был настолько вдохновлен, что ему потребовалось всего три месяца, чтобы доработать линии и дизайн P400 с длинной низкой передней частью, ветровым стеклом до крыши салона и дизайном фастбэка вплоть до хвостовой части, с мускулистыми формами над задними колесами и элегантными над передними. По сути, он имел форму закругленного клина, пронзающего воздух и создающего впечатление скорости, даже когда стоял на месте.
Lamborghini понравился дизайн, и она заказала кузов, который соответствовал прототипу P400. Кузов был изготовлен вручную из стали толщиной 0,9 мм, и потребовалось несколько месяцев, чтобы он идеально подошел по размеру, в то время как интерьер также был доработан и прошел несколько переделок, прежде чем он соответствовал дизайну.
Технически он был завершен всего за несколько дней до показа P400 на Женевском международном автосалоне 1966 года, но были сомнения в том, что кузов поместится поверх двигателя. В последний момент двигатель и трансмиссия были демонтированы, на их место был установлен макет, а кузов затем прикреплен к шасси.

Дизайн, который потряс мир

Когда в 1966 году открылась выставка в Женеве, все, включая других производителей, обратили свои взоры на стенд Lamborghini, когда был представлен P400 с кузовом. Он был элегантным, но диким, органичным, но все же с элементами рукотворности. Он поражал скоростью, но в то же время каким-то образом казался утонченным. По сути, это было нечто такое, чего раньше никто не видел.
По иронии судьбы, очень похоже на то, что произошло тремя годами ранее с первоначальным показом 350 GT, когда у него не было двигателя, капот был закрыт и заблокирован. Однако на этот раз менеджеру по продажам Убальдо Сгарзи пришлось физически выводить автомобильную прессу со стенда Lamborghini, поскольку они продолжали пытаться открыть капот, чтобы посмотреть, что приводит в движение автомобиль.
Однако тот факт, что капот был закрыт, не беспокоил представителей международного богатого сообщества, и, подобно тому, что произошло в Турине, многие депозиты и заказы были размещены прямо там, на выставочной площадке.
Имейте в виду, что на Женевском международном автосалоне 1966 года были представлены новейшие автомобили Alfa Romeo, Ferrari, Aston Martin, Jaguar и многих других — настоящие "кто есть кто" среди брендов роскошных и спортивных автомобилей. В одно мгновение дизайн спортивного купе с низкой посадкой P400 заставил все остальное выглядеть скучным.
У автомобиля еще даже не было официального названия, просто “P400 Prototipo”, но менее чем за год, прошедший с момента демонстрации подвижного шасси, Lamborghini получила множество заказов на автомобиль, который даже не был запущен в производство, продавая его исключительно на том основании, что это был гоночный автомобиль для шоссейных дорог и имел форму, которая изменила бы представление о спортивном купе на самом деле.

Первый суперкар

Потребовался еще год, чтобы появились четыре дополнительных прототипа, прежде чем началось производство автомобиля, который недавно получил название Miura в честь знаменитой линейки боевых быков Miura, родом из сердца Испании. На момент поставки первого серийного автомобиля 20 апреля 1967 года, Miura P400 был самым быстрым серийным автомобилем из всех существующих. В мире, где 120 и 130 миль в час считались чрезвычайно быстрыми, Miura могла развивать безумную скорость в 176 миль в час.
Он также был чрезвычайно дорогим, его розничная цена составляла 20 000 долларов, что составляет около 164 000 долларов в 2022 году. Это усугублялось тем фактом, что не было уделено никакого внимания (или, по крайней мере, так думали люди) полезности. В нем не было больших багажников, в салоне почти не было места для хранения вещей, а в бардачок буквально не вмещалось ничего, кроме пары перчаток. По сути, Miura P400 был автомобилем, который двигался чрезвычайно быстро, был абсолютно самой экзотической вещью в мире автомобилестроения и не имел никакой другой цели, кроме как быть управляемым.
Хотя это была очень дорогая “игрушка” для тех, кто ее купил, она быстро стала стандартом, по которому оценивались другие суперкары. Он в буквальном смысле изменил облик высокопроизводительного вождения, и этот эффект ощущается по сей день.

Наследие Miura и культура, с которой оно началось

Просто удивительно думать о том, насколько сильно Miura повлияла на мир, если учесть, как мало их было выпущено. Всего с завода Lamborghini в период с 1966 по 1973 год сошло 768 автомобилей, 275 из которых были оригинальными P400, 338 - P400S и 150 - P400SV. Это вся широта и глубина производственной линии Miura, если не учитывать разовые поставки, которые заказали некоторые клиенты и даже один из трех оригинальных инженеров.
Тем не менее, благодаря Miura 95% моделей Lamborghini с тех пор, как последняя сошла с конвейера в 1973 году, были среднемоторными. Почти у каждого другого производителя суперкаров есть по крайней мере один среднемоторный автомобиль, а некоторые из этих производителей выпускают только среднемоторные автомобили. Это даже вынудило соперника Ферруччо, Энцо, начать выпускать среднемоторные автомобили для шоссейных дорог — то, что, как он понял, ему придется сделать, если он собирается конкурировать с тракторным магнатом, над которым он так лихо насмехался в 1962 году.
Miura также сделала необходимым, чтобы суперкары были экзотическими. Например, если вы возьмете один из немногих суперкаров Porsche, Porsche 959 середины 1980-х годов, и поставите его рядом с Ferrari F40, а затем спросите кого-нибудь с улицы, какой из них самый экзотический суперкар, 9 из 10, не задумываясь, укажут на F40. Только тот, кто точно знал, что 959-й значил для мира высокопроизводительных автомобилей, указал бы на него, потому что, несмотря на его достижения, он по-прежнему имел форму Porsche.
P400SV 1971 года выпуска, третья и последняя версия Miura. Обратите внимание на явное отсутствие “ресничек” на фарах и слегка увеличенные воздухозаборники для двигателя за пассажирской дверью
Хотя наследие Miura присутствует в суперкарах и по сей день, его культурное влияние едва ли можно оценить. Это был переломный момент. Благодаря Miura, одному из самых безумных суперкаров всех времен, был создан Lamborghini Countach, который был оригинальным автомобилем с грифом “Мне нужен постер с ним!”и внезапно заполнил стены спален подростков на протяжении 1970-х и 1980-х годов.